Нижний Новгород
Нижний Новгород
8 (800) 250 50 35

Как выбрать герметик для межпанельных стыков и не оказаться в суде. Что изменилось с 1.09.23 после ратификации постановления правительства РФ №2425

Уважаемый покупатель, добрый день!

Раз вы читаете этот текст, значит вы либо уже приобретаете герметики для межпанельных стыков, либо планируете сделать это в ближайшем будущем.

Причем, скорее всего, вы задаетесь вопросами подтверждения качества того, что собираетесь приобрести, и возможности применения этого материала на вашем объекте.

Именно для того, чтобы сделать ваш выбор осознанным и безошибочным был разработан ГОСТ Р 59522-2021 и, немного позднее, герметики для организации межпанельных стыков ограждающих конструкций жилых зданий вошли в Постановление Правительства №2425 и, в настоящее время, подлежат обязательной сертификации на соответствие указанному ГОСТ.

ГОСТ 59522-2021

Как это помогает Вам?

Добровольная система сертификации давно скомпрометировала себя повальной коррумпированностью сертификационных центров и лабораторий. Единицы работали честно и согласно букве закона.

Любой желающий за 20-30 т. рублей может купить бланк добровольной сертификации с впечатанными в него данными "произведенного" им "герметика". Разумеется, никаких проверок материала не проводилось и соответствие ТУ производителя рисовалось для отчета закупщиков. Более того, самих ТУ, которым материал должен был соответствовать никто не видел, и продавцы под любыми предлогами отказывали в возможности с ними ознакомиться.

Даже сейчас, пытаясь удержаться в привычном русле вас пытаются обмануть, но уже грубо и незамысловато. Например, такими "сертификатами":

Первый пример сертификата соответствия герметика Второй пример сертификата соответствия герметика

 

Представлен Сертификат соответствия № РОСС RU.32311.ОС02.СС01.2973 от 09.11.2023, выданный в системе добровольной сертификации АРТАЛИКС.

Прежде всего бросается в глаза принцип, по которому проведена сертификация. Так, статьей 19 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании» установлено, что "Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов: недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией…."

Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. № 2425 (в ред. от 01.09.2023) "Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия" в п.23.1 определена обязательная сертификация продукции "Герметики для организации деформационных швов ограждающих конструкций панельных зданий", кон ТН ВЭД ЕАЭС 3214. Т.е. в отношении этой продукции установлена обязательная сертификация.

Таким образом, при предоставление сертификата, выданного в системе добровольной сертификации, при отсутствии сертификата, подтверждающего прохождение обязательного подтверждения соответствия продукции "Мастика полиуретановая герметизирующая двухкомпонентная ****** ***" с кодом ТН ВЭД 3214, является прямым нарушением 184-ФЗ "О техническом регулировании". Тут явная попытка подмены обязательной сертификации добровольной.

Теперь рассмотрим более подробно сам сертификат.

Добровольная сертификация проведена в системе Добровольной сертификации "АРТАЛИКС". Согласно сведениям, представленным в реестре зарегистрированных систем добровольных сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт РФ) (см. ссылку, область распространения данной системы - Продукция в области пожарной безопасности и Системы менеджмента качества организаций. Продукции "герметики", "мастики" и даже аналогичной близкой к ним, в области распространения системы сертификации "АРТАЛИКС" не заявлено.

Обращение к интернет-сайту Группы компаний "АРТАЛИКС" также не внесло ясности в область распространения системы: в разделе сайта "аккредитация" указано, что область распространения системы добровольной сертификации "АРТАЛИКС" - системы менеджмента (причем, сразу практически все существующие, а это значит, что в органе должно быть не менее 100 экспертов по сертификации систем менеджмента, чего не может себе позволить даже "Ростест-Москва"), а о продукции, сертификация которой может осуществляться в системе "АРТАЛИКС", найти информацию не представляется возможным.

Не исключаем того, что область распространения системы добровольной сертификации "АРТАЛИКС" могла быть изменена уже после регистрации системы в Росстандарте, но тогда почему информация об этом отсутствует даже на официальном сайте ГК "АРТАЛИКС".

Ввиду отсутствия достоверной информации об области распространения системы добровольной сертификации "АРТАЛИКС" оценить легитимность выдачи добровольного сертификата на "Мастику полиуретановую герметизирующую двухкомпонентную ****** ***" не представляется возможным.

Обратимся к информации об органе по сертификации, проводившем работы по сертификации.

Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" орган по сертификации определен как "юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации; (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)". Реестр органов, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, ведет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Среди аккредитованных лиц с действующей аккредитацией в реестре аккредитованных лиц, представленных на официальном сайте Росаккредитации сведений об аккредитации органа по сертификации "СТАНДАРТ-ТЕСТ" Общества с ограниченной ответственность "СТАНДАРТ-ТЕСТ" (115516, город Москва, улица Севанская, дом 23, эт./помещ. 1/IV, ком./офис 5/1) нам найти не удалось. Можем предположить, что Общество с ограниченной ответственность "СТАНДАРТ-ТЕСТ" осуществляет деятельность по добровольной сертификации, не являясь аккредитованным органом по сертификации, что является прямым нарушением Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании», Кроме указанного, получается, что ООО "СТАНДАРТ-ТЕСТ" осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность, т.к. проводит работы по добровольной сертификации, которые можно осуществлять только при наличии органа по сертификации, аккредитованного в национальной системе аккредитации).

Таким образом, представленный сертификат не является легитимным, так как выдан юридическим лицом, не являющимся органом по сертификации по 184-ФЗ, 412-ФЗ, и осуществляющим, как можно предположить, незаконную предпринимательскую деятельность.

Дальнейший анализ сертификата, полагаем не имеет смысла; отметим лишь некоторые несоответствия в его оформлении.

  • В графе "код ОК" приведен код 577250. Полагаем, это код по ОК 005-93 – "Общероссийскому классификатору продукции", который утратил свою силу 01.01.2017.
  • В качестве адреса места осуществления деятельности Изготовителя, осуществляющего, судя по информации из сертификата, серийный выпуск продукции, указан адрес 195248, РОССИЯ, Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ РЖЕВКА, РЕВОЛЮЦИИ Ш., Д. 84, ЛИТЕРА Я, ПОМЕЩ. 7-Н, КОМ. 21. Вряд ли предприятие по выпуску двухкомпонентной полиуретановой мастики можно разместить в одной комнате помещения 7-Н. Формально, это не является нарушением, но вызывает вопросы:))
  • В разделе "Дополнительная информация" указано, что сертификация осуществлялась по схеме 1с. Национальным стандартом ГОСТ Р 53603-2020 "Оценка соответствия СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" определено, что при схеме сертификации 1с орган по сертификации проводит анализ состояния производства, при этом в графе "Сертификат выдан" (…на основании…) перечислены только протоколы образцов продукции, подвергнутых испытаниям. Ни о какой "серийности" производства сделать вывод не представляется возможным.

В отношении протокола № 32311.ИЛ02.СС11410 от 08.11.2023 г. отметим:

  • область распространения компетентности лаборатории оценить не представляется возможным, т.к. в открытых источниках этих данных нет; подтверждение компетентности лаборатории в национальной системе аккредитации не осуществлялось.
  • Исследования (полагаем, "испытания") проводились с 24.10 по 08.11.2023 г., тогда как испытания по подтверждению соответствия требованиям п. 5.1.5 ГОСТ Р 59522-2021 (п. 7 протокола) должны были занять не менее 4-6 недель.
  • Протокол содержит вывод о соответствии "Мастики полиуретановой герметизирующей двухкомпонентной ****** ***" требованиям ГОСТ Р 59522-2021, при этом:
    - вывод о соответствии/несоответствии продукции требованиям НД, как правило, делает эксперт по сертификации, испытательная лишь фиксирует результаты испытаний;
    - вывод о соответствии всему стандарту (ГОСТ Р 59522-2021) сделан на основании испытаний продукции лишь по отдельным его пунктам – 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.2.1, 5.2.2;
    - отсутствует ссылка на пункт требований НД при определении прогнозируемого срока службы;
    - в протоколе неоднократно (5.1.1, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1) упоминаются "нормативные документы предприятия-изготовителя", при этом ссылки на конкретные нормативные документы и их требования не приводятся.

Но вот только ситуация на рынке кардинально изменилась:

ГОСТ Р 59522 опубликован и все параметры качества и методики их контроля доступны потребителю;

ПП №2425 обязывает производителя и продавца реализовывать герметики для организации межпанельных стыков ограждающих конструкций ТОЛЬКО в сопровождении ОБЯЗАТЕЛЬНОГО сертификата соответствия, выданного на официальном бланке ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ системы сертификации.

Пример нашего сертификата соответствия герметика

Нарушение данных требований производителем или поставщиком герметиков может быть квалифицировано по ст. 14.43 КоАП (Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов), предусматривающей санкцию для юридических лиц в виде административного штрафа до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

При наличии соответствующих обстоятельств (включая неправомерное использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности) нарушение указанных требований может квалифицироваться по ст. 238 УК РФ (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), предусматривающей санкцию в виде лишения свободы на срок до двух лет (при причинении по неосторожности смерти двух или более лиц - лишение свободы на срок до десяти лет).

Невыполнение указанных требований также приведет к нарушению поставщиком обязательств гражданско-правового характера перед покупателем в части положений статей 456, 464, 469, 475, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и необходимости возвратить полученные денежные средства за герметики с уплатой предусмотренных договором штрафных санкций.

В то же время приемка и использование лицом, осуществляющим строительство, при выполнении строительных работ подлежащей обязательной оценке соответствия герметиков, не имеющей соответствующего подтверждения, может быть квалифицировано по ст. 9.4 КоАП (Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), предусматривающей санкцию для юридических лиц в виде административного штрафа до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Подрядчик также несет установленную гражданско-правовую ответственность перед заказчиком по договору строительного подряда.

Работники контрактной службы заказчика, члены комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющие приемку поставленных товаров, выполненнных работ или оказанных услуг, либо иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд при нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили особо крупный ущерб, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 200.4 УК РФ, предусматривающей санкцию в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

И если раньше, закупая герметик с бланком добровольной сертификации в папке прилагаемых документов, снабженец был уверен, что требования к должной осмотрительности и внимательности в выборе материала выполнены формально, а возможно и действительно герметик проходил сертификационные испытания и качество работ возможно не пострадает, то с 1 сентября 2023 года, когда часть ПП №2425 о герметиках вступило в силу, сертификаты добровольной сертификации на соответствие ГОСТ Р 59522 не только не снимают ответственность с закупающего, а документально фиксируют его "ошибку".

Почему слово ошибка в кавычках? Да потому, что именно так, с явным сомнением в голосе оно и будет звучать в момент проверки, так как предъявят либо коррумпированность, либо несоответствие занимаемой должности, так как четко и однозначно прописана невозможность подмены бланка обязательно сертификации бланком добровольной, а значит принимающий решение намеренно закрыл глаза на этот факт…

Из всего, что написано выше, вывод только один – будьте внимательны и аккуратны, не дайте обмануть себя, поберегите деньги и репутацию.